Департамент образования Орловской области
Управление общего образования администрации города Ливны
МБОУ Гимназия г.Ливны
OBR57.ru

Профилактика деструктивного поведения

Памятка для родителей по вопросам социально-психологического тестирования (СПТ) учащихся в 2025-2026 учебном году

Информация для педагогов, родителей (законных представителей), учащихся  МБОУ Гимназия г. Ливны по социально-психологическому тестированию (далее СПТ). Данное тестирование проводится на всей территории Российской Федерации в различных образовательных организациях: школах, лицеях, техникумах, училищах, вузах. Многих родителей тревожит рискованное поведение подростка, потребность в риске, соответственно на сегодняшний день, родители проявляют огромный интерес, как распознать факт употребления различных средств или возможно ли протестировать своего ребенка, чтобы выявить употребление данных средств.


 СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
• СПТ - это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой. • Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.

Основные принципы проведения СПТ:

 

•    принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 14 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение СПТ;
•    принципа ненаказуемости: результаты СПТ не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
•    принципа помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к  школьному психологу;
•    принципа конфиденциальности: результаты СПТ сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия.
Отмечаем, что мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления НС и ПВ состоят из двух этапов:
•    первый этап: социально-психологическое тестирование – с 01 сентября по 15 ноября 2025 года;
•    второй этап: профилактические медицинские осмотры.

Этапы взаимосвязаны и последовательны. Закон не запрещает обучающимся, получившим добровольное информированное согласие родителей, либо давших такое согласие самостоятельно, принять участие только в СПТ, а также в профилактическом медицинском осмотре (при необходимости).

Основными задачами социально-психологического тестирования являются:
•    выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции;
•    организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление  НС и психотропных веществ.

СПТ проводится в ОО в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.09.2023 № 703 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях»

Информация по вопросам организации и проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – СПТ)

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ ст. 14

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 28

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 07.06.2013 № 120-Ф

Польза СПТ

С помощью социально-психологического тестирования учитель или психолог может получить следующую информацию информацию: • эмоциональном состоянии школьника; • личностных особенностях; • самооценке и самопонимании; • уровне межличностных отношений; • социальной адаптации и включенности в классную группу; • мотивации к учебной деятельности; • уровне школьной тревожности; • конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых. Особенностью социально-психологического тестирования школьников является то, что получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью снижения эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.

Общие вопросы
Что такое социально-психологическое тестирование?

Социально-психологическое тестирование (СПТ) – это мероприятие, направленное на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. СПТ проводится в образовательных организациях в соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и является первым этапом раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся. Второй этап – проведение профилактических медицинских осмотров (ПМО).

СПТ – это психодиагностическое исследование, в котором обучающиеся в образовательных организациях участвуют ежегодно. Процедура проведения СПТ регулируется Порядком проведения СПТ.
С 2019 года СПТ проводится по Единой методике, которая представляет собой опросник, направленный на исследование социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к рисковому (аддиктивному) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

С какого возраста или с какого класса проводится СПТ?

СПТ проводится в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации, что означает необходимость соблюдения обоих условий для участия в тестировании.

Зачем нужно СПТ?

По результатам СПТ среди обучающихся определяются группы риска вовлечения в аддиктивное поведение.
Анализ полученных результатов помогает определить направленность и содержание дальнейшей профилактической и воспитательной работы в образовательной организации, позволяет оказывать обучающимся группы риска своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Таким образом, СПТ является диагностическим компонентом для построения адресной профилактической и воспитательной работы с обучающимися.

Как часто проводится СПТ?

Согласно п. 4 Порядка проведения СПТ, в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях СПТ проводится ежегодно. Мероприятия СПТ проводятся в начале учебного года, что позволяет использовать результаты СПТ в профилактической и воспитательной работе образовательной организации в течение всего учебного года.

Одновременно, проведение СПТ в начале учебного года определено необходимостью дальнейшего проведения профилактических медицинских осмотров (ПМО). Порядок проведения ПМО обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья составлять список образовательных организаций субъектов Российской Федерации, участвующих в ПМО, не позднее чем за 1 месяц до начала календарного года.

Является ли тестирование обязательным или добровольным для обучающегося?

Статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определено, что СПТ проводится только при наличии информированного согласия (самого обучающегося, если он достиг возраста 15 лет, или его родителей).

В какой форме проводится СПТ?

Согласно п. 7 Порядка проведения СПТ, тестирование может проводиться как в бланковой, так и в компьютерной форме.

Можно ли выявить факт потребления наркотиков или психотропных веществ с помощью СПТ?

Нет.

СПТ не выявляет наркопотребителей. С помощью СПТ исследуются социально-психологические условия, формирующие психологическую готовность к рисковому (аддиктивному) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Какие нормативные правовые акты определяют необходимость проведения СПТ в образовательной организации?

Согласно статье 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» СПТ является первым этапом мероприятий раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

Пункт 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит проведение СПТ к компетенции образовательной организации.

Каков опыт применения тестирования? Каковы его результаты?

В России СПТ проводится с 2014 года.

С 2019 года тестирование проводится по Единой методике, правообладателем которой является Министерство просвещения Российской Федерации.

В 2022/23 учебном году мероприятиями СПТ было охвачено 98,99% образовательных организаций и 93,57% обучающихся, подлежащих тестированию.

Благодаря реализации организационных мер, обеспечивающих проведение СПТ в субъектах Российской Федерации, в образовательных организациях сформировалась система адресной профилактической и воспитательной работы, обеспечивающей психолого-педагогической сопровождение обучающихся.

Какие вопросы задаются обучающимся в ходе проведения СПТ?


В Единой методике СПТ представлены вопросы на понятном для обучающихся языке, которые касаются различных сторон личности подростка/юноши, особенностей его реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них. Психологические опросники не предполагают правильного (хорошего) ответа или неправильного (нехорошего). Важен любой ответ, главное, чтобы он был искренним и отражал точку зрения респондента.

Кому будут известны результаты тестирования?

Согласно Порядку проведения СПТ, как при проведении СПТ, так и при хранении его результатов должна обеспечиваться конфиденциальность.

«Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя» (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Для обеспечения конфиденциальности анкеты обезличены, а обучающимся присваиваются персональные коды. Список соответствия персональных кодов и ФИО обучающихся не подлежит распространению и размещению в открытом доступе.

За обеспечение конфиденциальности при проведении СПТ и хранении его результатов ответственность несет руководитель образовательной организации.

Могут ли результаты СПТ быть использованы для диагностики заболеваний?

Нет, результаты СПТ не являются основанием для постановки какого-либо диагноза. СПТ представляет собой психодиагностический опросник, который состоит из набора утверждений, касающихся различных сторон личности подростка/юноши, особенностей его реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них.

На каком сайте нужно проходить СПТ?

Согласно п. 15 Порядка проведения СПТ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, выполняют обработку и проведение анализа результатов тестирования.

Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации могут быть разработаны собственные электронные платформы для тестирования. За подробными разъяснениями вы можете обратиться в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования в вашем субъекте Российской Федерации.

Ответы на типичные вопросы и опасения родителей, связанные с социально-психологическим тестированием

Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт?

Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно — доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию.

Зачем ребёнку это тестирование?

Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к НС? 

В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ. Вопросы данной методики не содержат информацию о каких-либо  НС и психотропных веществах.

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

СПТ помогает выявить детей, употребляющих НС и/или психоактивные вещества?

 СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих НС и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

 

Школьная служба медиации

 

Уважаемые родители, обучающиеся, учителя!

В школе работает школьная служба медиации

Школьная служба медиации это:

  • Разрешение конфликтов силами самой школы.
  • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • Профилактика школьной дезадаптации.

Зачем нужна медиация школе?

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся.

В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Задача Службы школьной медиации

Сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших обучающихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении.

Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной Службе медиации.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешить конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, корректировать поведение тех, кто находится в ситуации конфликта. Кроме того медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития. Но необходимо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная  палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более серьезных последствий.

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где стороны могут прийти к соглашению о примирении, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

На встрече выполняются следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация  о происходящем на встрече не разглашается.
  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

 

Вы можете обратиться в службу школьной медиации.

Скажи о чем молчишь

  • 8(812)708-40-41 – телефон экстренной психологической помощи для детей и взрослых
  • 8(800)2000-122 – Единый общероссийский детский телефон доверия
  • 8-800-25-000-15 –Федеральная линия помощи «Дети – он-лайн» (психологическая и практическая помощь детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью во время пользования интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, шантаж), а также консультирование родителей  и педагогов по теме безопасного использования Интернета детьми).
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.