Информация для педагогов, родителей (законных представителей), учащихся МБОУ Гимназия г. Ливны по социально-психологическому тестированию (далее СПТ). Данное тестирование проводится на всей территории Российской Федерации в различных образовательных организациях: школах, лицеях, техникумах, училищах, вузах. Многих родителей тревожит рискованное поведение подростка, потребность в риске, соответственно на сегодняшний день, родители проявляют огромный интерес, как распознать факт употребления различных средств или возможно ли протестировать своего ребенка, чтобы выявить употребление данных средств.
• СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
• СПТ - это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой. • Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.
Основные принципы проведения СПТ:
• принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 14 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение СПТ;
• принципа ненаказуемости: результаты СПТ не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
• принципа помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к школьному психологу;
• принципа конфиденциальности: результаты СПТ сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия.
Отмечаем, что мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления НС и ПВ состоят из двух этапов:
• первый этап: социально-психологическое тестирование – с 01 сентября по 15 ноября 2025 года;
• второй этап: профилактические медицинские осмотры.
Этапы взаимосвязаны и последовательны. Закон не запрещает обучающимся, получившим добровольное информированное согласие родителей, либо давших такое согласие самостоятельно, принять участие только в СПТ, а также в профилактическом медицинском осмотре (при необходимости).
Основными задачами социально-психологического тестирования являются:
• выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции;
• организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и психотропных веществ.
СПТ проводится в ОО в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 28
Польза СПТ
С помощью социально-психологического тестирования учитель или психолог может получить следующую информацию информацию: • эмоциональном состоянии школьника; • личностных особенностях; • самооценке и самопонимании; • уровне межличностных отношений; • социальной адаптации и включенности в классную группу; • мотивации к учебной деятельности; • уровне школьной тревожности; • конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых. Особенностью социально-психологического тестирования школьников является то, что получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью снижения эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.
Общие вопросы
Что такое социально-психологическое тестирование?
Социально-психологическое тестирование (СПТ) – это мероприятие, направленное на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. СПТ проводится в образовательных организациях в соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и является первым этапом раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся. Второй этап – проведение профилактических медицинских осмотров (ПМО).
СПТ – это психодиагностическое исследование, в котором обучающиеся в образовательных организациях участвуют ежегодно. Процедура проведения СПТ регулируется Порядком проведения СПТ.
С 2019 года СПТ проводится по Единой методике, которая представляет собой опросник, направленный на исследование социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к рисковому (аддиктивному) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.
С какого возраста или с какого класса проводится СПТ?
СПТ проводится в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации, что означает необходимость соблюдения обоих условий для участия в тестировании.
Зачем нужно СПТ?
По результатам СПТ среди обучающихся определяются группы риска вовлечения в аддиктивное поведение.
Анализ полученных результатов помогает определить направленность и содержание дальнейшей профилактической и воспитательной работы в образовательной организации, позволяет оказывать обучающимся группы риска своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Таким образом, СПТ является диагностическим компонентом для построения адресной профилактической и воспитательной работы с обучающимися.
Как часто проводится СПТ?
Согласно п. 4 Порядка проведения СПТ, в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях СПТ проводится ежегодно. Мероприятия СПТ проводятся в начале учебного года, что позволяет использовать результаты СПТ в профилактической и воспитательной работе образовательной организации в течение всего учебного года.
Одновременно, проведение СПТ в начале учебного года определено необходимостью дальнейшего проведения профилактических медицинских осмотров (ПМО). Порядок проведения ПМО обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья составлять список образовательных организаций субъектов Российской Федерации, участвующих в ПМО, не позднее чем за 1 месяц до начала календарного года.
Является ли тестирование обязательным или добровольным для обучающегося?
Статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определено, что СПТ проводится только при наличии информированного согласия (самого обучающегося, если он достиг возраста 15 лет, или его родителей).
В какой форме проводится СПТ?
Согласно п. 7 Порядка проведения СПТ, тестирование может проводиться как в бланковой, так и в компьютерной форме.
Можно ли выявить факт потребления наркотиков или психотропных веществ с помощью СПТ?
Нет.
СПТ не выявляет наркопотребителей. С помощью СПТ исследуются социально-психологические условия, формирующие психологическую готовность к рисковому (аддиктивному) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.
Какие нормативные правовые акты определяют необходимость проведения СПТ в образовательной организации?
Согласно статье 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» СПТ является первым этапом мероприятий раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Пункт 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит проведение СПТ к компетенции образовательной организации.
Каков опыт применения тестирования? Каковы его результаты?
В России СПТ проводится с 2014 года.
С 2019 года тестирование проводится по Единой методике, правообладателем которой является Министерство просвещения Российской Федерации.
В 2022/23 учебном году мероприятиями СПТ было охвачено 98,99% образовательных организаций и 93,57% обучающихся, подлежащих тестированию.
Благодаря реализации организационных мер, обеспечивающих проведение СПТ в субъектах Российской Федерации, в образовательных организациях сформировалась система адресной профилактической и воспитательной работы, обеспечивающей психолого-педагогической сопровождение обучающихся.
Какие вопросы задаются обучающимся в ходе проведения СПТ?
В Единой методике СПТ представлены вопросы на понятном для обучающихся языке, которые касаются различных сторон личности подростка/юноши, особенностей его реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них. Психологические опросники не предполагают правильного (хорошего) ответа или неправильного (нехорошего). Важен любой ответ, главное, чтобы он был искренним и отражал точку зрения респондента.
Кому будут известны результаты тестирования?
Согласно Порядку проведения СПТ, как при проведении СПТ, так и при хранении его результатов должна обеспечиваться конфиденциальность.
«Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя» (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Для обеспечения конфиденциальности анкеты обезличены, а обучающимся присваиваются персональные коды. Список соответствия персональных кодов и ФИО обучающихся не подлежит распространению и размещению в открытом доступе.
За обеспечение конфиденциальности при проведении СПТ и хранении его результатов ответственность несет руководитель образовательной организации.
Могут ли результаты СПТ быть использованы для диагностики заболеваний?
Нет, результаты СПТ не являются основанием для постановки какого-либо диагноза. СПТ представляет собой психодиагностический опросник, который состоит из набора утверждений, касающихся различных сторон личности подростка/юноши, особенностей его реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них.
На каком сайте нужно проходить СПТ?
Согласно п. 15 Порядка проведения СПТ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, выполняют обработку и проведение анализа результатов тестирования.
Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации могут быть разработаны собственные электронные платформы для тестирования. За подробными разъяснениями вы можете обратиться в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования в вашем субъекте Российской Федерации.
Ответы на типичные вопросы и опасения родителей, связанные с социально-психологическим тестированием
Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт?
Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно — доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию.
Зачем ребёнку это тестирование?
Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.
Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к НС?
В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ. Вопросы данной методики не содержат информацию о каких-либо НС и психотропных веществах.
Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?
Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!
СПТ помогает выявить детей, употребляющих НС и/или психоактивные вещества?
СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих НС и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
Школьная служба медиации
Уважаемые родители, обучающиеся, учителя!
В школе работает школьная служба медиации
Школьная служба медиации это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
Зачем нужна медиация школе?
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся.
В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы школьной медиации
Сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших обучающихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении.
Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной Службе медиации.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешить конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, корректировать поведение тех, кто находится в ситуации конфликта. Кроме того медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития. Но необходимо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более серьезных последствий.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где стороны могут прийти к соглашению о примирении, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
На встрече выполняются следующие правила:
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
- Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Вы можете обратиться в службу школьной медиации.
Скажи о чем молчишь
- 8(812)708-40-41 – телефон экстренной психологической помощи для детей и взрослых
- 8(800)2000-122 – Единый общероссийский детский телефон доверия
- 8-800-25-000-15 –Федеральная линия помощи «Дети – он-лайн» (психологическая и практическая помощь детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью во время пользования интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, шантаж), а также консультирование родителей и педагогов по теме безопасного использования Интернета детьми).